Содержание
- 1 Фиксирование банком “подозрительных операций”
- 2 Каким образом банк контролирует “подозрительные операции” клиентов
- 3 Возможные санкции к клиенту со стороны банка
- 4 Судебная практика о недопустимости применения банками дополнительных комиссий за непредоставление документов при выполнении мероприятий контроля
В данном материале рассмотрен вопрос правоприменения Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Фиксирование банком “подозрительных операций”
Как известно, за неисполнение клиентом возложенной на него Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Закон N 115-ФЗ) обязанности представлять в банк запрашиваемые им в рамках финансового контроля документы предусмотрены различные неблагоприятные последствия и санкции.
Так к примеру банк имеет право отказать в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Применение банком обозначенной санкции по отношению к клиенту обоснованно в том числе при наличии признаков сомнительности операций клиента.
Подозрительные операции – операции с денежными средствами или иным имуществом, предположительно совершаемые в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ст. 3 Закона N 115-ФЗ).
В соответствии с пп. 1.1 п. 1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ кредитная организация обязана в ходе обслуживания клиентов на регулярной основе принимать меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов. Следует отметить, что эта обязанность банков соотносится с обязанностью клиентов предоставлять организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, информацию, которая им необходима для исполнения требований закона в части контроля за их операциями (п. 14 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Каким образом банк контролирует “подозрительные операции” клиентов
То, каким образом банк должен осуществлять контроль за операциями клиентов, определять цели деятельности и финансовое положение клиента, указано в Письме Банка России от 31.12.2014 N 236-Т “О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов”.
Среди возможных действий банка в данном направлении указывается: запрашивать у клиента документы (надлежащим образом заверенные копии), подтверждающие уплату таким клиентом налогов за последний налоговый (отчетный) период, либо документы (надлежащим образом заверенные копии) (сведения), подтверждающие отсутствие оснований для уплаты налогов в бюджетную систему РФ; обеспечить повышенное внимание всем операциям такого клиента; направлять в уполномоченный орган информацию об операциях такого клиента, соответствующих указанным выше признакам.
При этом законодательство не устанавливает исчерпывающий перечень сведений, подлежащих обязательному фиксированию в рамках контроля за операциями клиента в целях выполнения законодательства о легализации, тем самым позволяя кредитной организации самостоятельно определять объем соответствующих сведений. Такой объем устанавливается банком в правилах внутреннего контроля и программе его осуществления (п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Основаниями для документального фиксирования информации о соответствующих операциях и сделках являются:
– запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
– несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации: выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Законом N 115-ФЗ;
– иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Возможные санкции к клиенту со стороны банка
За неисполнение клиентом возложенной на него обязанности (при непредставлении запрашиваемых документов) Законом N 115-ФЗ предусмотрена санкция – право банка отказать в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств (п. 11 ст. 7 Закона N 115-ФЗ). Банк отказывает в совершении операции с денежными средствами в случаях, предусмотренных Законом N 115-ФЗ, до момента наступления безотзывности перевода денежных средств, предусмотренной Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (п. 11.1 ст. 7 Закона N 115-ФЗ).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрено только одно последствие неисполнения клиентом обязанности по представлению запрашиваемых банком документов. Однако нередко банки устанавливают различные санкции, если клиент не представляет в банк запрашиваемые документы, например комиссии, штрафы. При этом надо учитывать, что установление и применение такого рода заградительных комиссий или штрафов не лежат в поле действия законодательства о легализации (нормы Закона N 115-ФЗ не наделяют кредитные организации правом взимания комиссий за непредставление клиентами необходимых сведений), а регулируются общими нормами гражданского законодательства.
Так, Верховный Суд РФ в Определении от 12.05.2015 N 305-ЭС15-680 определил правовую природу заградительной комиссии, указав, что она имеет штрафной характер, является мерой ответственности клиента перед банком. В силу ст. 331 ГК РФ соглашение о неустойке должно быть заключено сторонами в письменной форме независимо от формы основного обязательства. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.
Судебная практика о недопустимости применения банками дополнительных комиссий за непредоставление документов при выполнении мероприятий контроля
В судебной практике имеются споры, связанные с введением банками-ответчиками в одностороннем порядке различного рода комиссий. Клиенты считают подобные комиссии неосновательным обогащением, суды соглашаются с ними, руководствуясь нормами п. 1 ст. 450 ГК РФ, поскольку письменное соглашение между истцом и ответчиком о применении такой комиссии (неустойки) не заключалось:
- Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.07.2021 N Ф06-6198/2021 по делу N А65-27460/2020;
- Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.05.2019 N Ф03-1918/2019 по делу N А51-9551/2018 (Определением Верховного Суда РФ от 24.09.2019 N 303-ЭС19-16007 отказано в передаче дела N А51-9551/2018 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления);
- Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.06.2018 N Ф05-7745/2018 по делу N А40-160327/17, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.01.2018 N Ф05-20342/2017 по делу N А40-41305/17-182-378, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2021 N 09АП-27942/2021 по делу N А40-20355/2021);
Таким образом, применение банком санкций за непредставление документов при выполнении мероприятий контроля (в том числе при наличии признаков сомнительности операций клиента) обоснованно, если такие санкции установлены письменным соглашением между клиентом и банком. При отсутствии письменного соглашения банк может применить лишь одну санкцию, установленную Законом N 115-ФЗ, – отказ в совершении операции, в том числе в совершении операции на основании распоряжения клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств.
Считаю, что коммерческие банки необходимо в каждом случае взыскания необоснованных комиссий наказывать при помощи взыскания неустойки (выставлять со стороны клиента)