Защита платных шрифтов. Авторские права на шрифт.

Авторское право на шрифт

Вопрос: Организация во всех своих документах,  на объявлениях, на визитках использует красивый шрифт, который был найден в интернете. Никому за разработку не платили. Автор шрифта живет за рубежом. Может ли он обратиться с какими-нибудь претензиями к организации?

Ответ: 

Теоретически возможно обращение иностранного лица, которое является автором использованного Вашей организацией шрифта за защитой своих авторских прав.  Исходя из Вашего вопроса можно заключить, что Вас интересует шрифт, который может быть воспроизведен без использования типографских литер, при помощи современных средства для печати на различных носителях, либо воспроизводимый с помощью компьютерного программного обеспечения, т.е. вас интересует использование шрифта, который не представляет собой изделия промышленного или кустарного производства.

Действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права в том числе и на шрифты. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения в том числе графики и дизайна.

Шрифт как объект авторского права относится к произведениям графики и представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма, воплощаемой на носителе информации (такое определение также было применено судом в Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2012 г. N 11АП-4723/12).  Следует отметить, что понятие «дизайна» в действующем законодательстве не раскрыто и в некоторой степени под данным термином можно понимать в том числе и шрифт, как произведение дизайна. Также важно заметить, что шрифт (как объект авторского права)  в противовес промышленным образцам, не является изделием.

Учитывая, что интересующий Вас шрифт используется с применением компьютера, шрифт становится объектом авторского права не только в качестве произведения графики, но и в качестве программы для ЭВМ.

Названия многих иностранных шрифтов зарегистрированы в качестве торговых марок. Это касается наиболее известных шрифтов, таких как «Times New Roman», «Palatino Linotype», «Arial», «Courier» – все эти торговые марки принадлежат компании «Monotype Corporation» (США). Регистрация в США гарнитуры (набор вариантов одного шрифта, сходных по рисунку, но различающихся начертанием и размером) в качестве торгового обозначения неслучайна. В отличие от российского законодательства в США прямо исключены из числа объектов авторского права  шрифты, а также варианты типографских орнаментов, буквенных оформлений и расцветок.

Таким образом, возможно, что используемый Вами шрифт имеет своего правообладателя, который может обратиться за защитой своих авторских прав. Возможно предъявление претензии или судебного иска в адрес Вашей организации.  В настоящее время в сети интернет существует лицензия «OFL» – open font licension, открытая лицензия на шрифт, допускающая его бесплатное использование, модификацию и распространение, также возможны аналогичные открытые лицензии и распространение от самих авторов шрифтов. Для Вашей организации с целью ликвидации рисков претензий правообладателей коммерческих шрифтов  будет целесообразно использовать шрифты с OFL, либо выйти на автора используемого шрифта и ознакомиться с условиями его легального использования (исходя из существующего рынка продажи коммерческих шрифтов, как правило сумма не будет превышать 20-30 долларов).

Следует также отметить, что существующая арбитражная практика не содержит прецедентов удовлетворения исков к нелегальным пользователям коммерческих шрифтов (вероятнее всего большинство споров решается в порядке досудебного урегулирования, учитывая невысокую стоимость самих шрифтов). Например, на сайте студии А.Лебедева (http://www.artlebedev.ru/studio/legal/), в перечне опубликованной статистики по направляемым претензиям и искам со стороны студии более 80 претензий приходится на незаконное использование шрифтов, разработанных студией.

В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание, что в случае использования Вашей организацией шрифта при создании нового объекта авторского права (например логотипа), правообладатель также может обратиться за защитой своих исключительных прав. См. например Определение ВАС РФ от 02.09.2013 N ВАС-9457/13 по делу N А40-92833/2011: В случае если правообладатель оригинального шрифта считает, что его исключительные права на шрифтовую гарнитуру нарушены при создании нового объекта авторского права, такой правообладатель может осуществить защиту своих нарушенных прав способами, предусмотренными статьей 1252 Гражданского кодекса путем предъявления соответствующих требований к автору или/и правообладателю объекта авторского права.

Обобщая изложенное выше, по существу Вашего вопроса, можно заключить следующее:

Теоретически возможно обращение иностранного лица, которое является автором использованного Вашей организацией шрифта за защитой своих авторских прав.

Действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права, в том числе и на шрифты. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения в том числе графики и дизайна.

Шрифт как объект авторского права относится к произведениям графики и представляет собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма, воплощаемой на носителе информации (такое определение также было применено судом в Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2012 г. N 11АП-4723/12).

Возможно, что используемый Вами шрифт имеет своего правообладателя, который может обратиться за защитой своих авторских прав. Возможно предъявление претензии или судебного иска в адрес Вашей организации.  В настоящее время в сети интернет существует лицензия «OFL» – open font licension, открытая лицензия на шрифт, допускающая его бесплатное использование, модификацию и распространение, также возможны аналогичные открытые лицензии и распространение от самих авторов шрифтов. Для Вашей организации с целью ликвидации рисков получения претензий от правообладателей коммерческих шрифтов  будет целесообразно использовать шрифты с OFL, либо выйти на автора используемого шрифта и ознакомиться с условиями его легального использования (исходя из существующего рынка продажи коммерческих шрифтов, как правило сумма не будет превышать 20-30 долларов).

Следует также отметить, что существующая арбитражная практика не содержит прецедентов удовлетворения исков к нелегальным пользователям коммерческих шрифтов (вероятнее всего большинство споров решается в порядке досудебного урегулирования, учитывая невысокую стоимость самих шрифтов). Например, на сайте студии А.Лебедева (http://www.artlebedev.ru/studio/legal/), в перечне опубликованной статистики по направляемым претензиям и искам со стороны студии более 80 претензий приходится на незаконное использование шрифтов, разработанных студией.

В заключении хотелось бы обратить Ваше внимание, что в случае использования Вашей организацией шрифта при создании нового объекта авторского права (например логотипа), правообладатель также может обратиться за защитой своих исключительных прав. См. например Определение ВАС РФ от 02.09.2013 N ВАС-9457/13 по делу N А40-92833/2011.

Татьяна Сычевская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *