Копии и дубликаты автомобилей

Вопрос: Планируем работать в области моделирования, когда основным продуктом выступали бы копии кузовов дорогих спортивных моделей. Фактически покупатель будет использовать такого рода пластиковую копию для подмены кузова своей машины. Необходимо ли для такого выпуска разрешение автомобильных концернов, чьи модели мы используем?

Ответ: 

1)  Исходя из существа Вашего вопроса, Вы планируете изготавливать копии кузовов уже существующих автомобильных моделей. Права производителей интересующих Вас марок автомобилей охраняются авторским и патентным правом.  Необходимо отметить, что на сегодняшний день на территории РФ отсутствует какая-либо судебная практика по вопросу нарушения авторских и патентных прав в автомобильной промышленности.

В соответствии со статьей 1349 Гражданского Кодекса РФ объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам. Продукция современного автомобилестроения является одновременным воплощением и технологии и дизайна. Автомобильный производитель может получить патент не только в своей стране, но и везде, где считает целесообразным. В первую очередь там, где такая защита, с его точки зрения, необходима (как правило, в тех странах, где это изделие будет производиться или продаваться).

Также действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права в том числе и на дизайн. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения в том числе графики и дизайна.

Таким образом, копирование дизайна уже существующей марки автомобиля, без соответствующего разрешения правообладателя, может повлечь для Вас возникновение рисков предъявления претензий и судебных исков.

Необходимо учитывать, что любая технология при патентовании должна иметь подробное описание, причем в случае с автомобилем в понятие «технология» включается и понятие «дизайн». Поэтому, как правило, изделие описывается с высокой степенью детализации  и если кто-то при создании своей модели попытается повторить все черты другой модели, тогда возникнут законные основания считать, что изделие и технологии скопированы. Но только в том случае, когда воспроизведена вся совокупность описанных признаков.  Если будет скопирована какая-то часть, а не все изделие целиком, то с точки зрения патентного права нарушений прав правообладателя выявлено не будет (в данном случае можно будет говорить,  лишь о незаконном использовании авторских прав).  Учитывая особенности процесса моделирования и создания модели при отсутствии исходной первичной технической документации (чертежей), то вероятно будет создано изделие не с 100% идентичностью, что можно позиционировать как создание нового изделия (творчески переработанного), а не копирование существующего. Разумеется, в случае судебного разбирательства каждый конкретный спор индивидуален и будет рассматриваться исходя из всей совокупности существующих обстоятельств (степень произведенной переработки и заимствований и др.) Показателен в данном случае также пример о всем известной китайской марке автомобиля «Чери». Китайский автопроизводитель указывает, что модель QQ (копия с «Дэу-Матиз»)  – полностью оригинальная, подтверждением тому является более 24 дизайнерских патента выданных китайскому автопроизводителю.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, для предотвращения рисков возникновения претензий со стороны правообладателей, при осуществлении Вами деятельности по копированию кузовов известных спортивных марок, целесообразно проработать вопрос получения прав на использование (посредством лицензионного договора)  в определенных пределах результатов интеллектуальной деятельности автомобильных концернов.

2) Дополнительно хотелось бы отметить, что Вы как производитель по сути новых моделей кузовов автомобилей (как было сказано выше добиться 100% идентичности при моделировании не представляется возможным) можете по сути позиционировать свою продукцию как продукт собственной интеллектуальной деятельности (в данном случае можно утверждать, что известные спортивные модели будут служить не конкретным образцом, а например источником для творческого вдохновения). Так большинство автомобилей строят на унифицированных платформах, которые во многом определяют основные пропорции и формы кузова (автомобили, по сути, состоят из одного и того же набора узлов: ходовой части, кузова, двигателя с трансмиссией и др.), в связи с чем доказать полное копирование является проблематичным и как было указано выше все споры по нарушению прав правообладателя рассматриваются судами индивидуально исходя из конкретных обстоятельств.

Таким образом, при позиционировании изготовленных моделей в качестве продукта собственной интеллектуальной деятельности, Вы будете являться владельцем исключительных прав и в случае возникновения судебных споров возможно их разрешение в Вашу пользу (см. например  Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2012 N Ф09-11520/12 по делу N А76-18063/2011:

На основании, в т.ч., ст. 1346, п. п. 1, 2, 3 ст. 1358 ГК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 9 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122 “Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности”, а также того, что истцом – правообладателем патента на полезную модель не были опровергнуты доводы ответчика о том, что производство спорных изделий осуществлялось им на основании иного патента, вопрос о включении в формулу полезной модели ответчика всех признаков, указанных в независимом пункте формулы полезной модели истца, не ставился, истец не оспаривал патентоспособность полезной модели ответчика, суд пришел к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца о защите прав патентообладателя и обязании ответчика прекратить нарушение патента не имелось).

Обобщая вышеизложенное, по существу Вашего вопроса, можно заключить следующее:

Исходя из существа Вашего вопроса, Вы планируете изготавливать копии кузовов уже существующих автомобильных моделей. Права производителей интересующих Вас марок автомобилей охраняются авторским и патентным правом.  Необходимо отметить, что на сегодняшний день на территории РФ отсутствует какая-либо судебная практика по вопросу нарушения авторских и патентных прав в автомобильной промышленности.

В соответствии со статьей 1349 Гражданского Кодекса РФ объектами патентных прав являются результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным настоящим Кодексом требованиям к промышленным образцам. Продукция современного автомобилестроения является одновременным воплощением и технологии и дизайна.

Также действующее российское законодательство не исключает распространения общего режима защиты объектов авторского права в том числе и на дизайн. В соответствии с пунктом 1 статьи 1259 Гражданского кодекса РФ объектом авторского права являются произведения в том числе графики и дизайна.

Таким образом, копирование дизайна уже существующей марки автомобиля, без соответствующего разрешения правообладателя, может повлечь для Вас возникновение рисков предъявления претензий и судебных исков.

Необходимо учитывать, что любая технология при патентовании должна иметь подробное описание, причем в случае с автомобилем в понятие «технология» включается и понятие «дизайн». Поэтому, как правило, изделие описывается с высокой степенью детализации  и если кто-то при создании своей модели попытается повторить все черты другой модели, тогда возникнут законные основания считать, что изделие и технологии скопированы. Но только в том случае, когда воспроизведена вся совокупность описанных признаков.  Если будет скопирована какая-то часть, а не все изделие целиком, то с точки зрения патентного права нарушений прав правообладателя выявлено не будет (в данном случае можно будет говорить,  лишь о незаконном использовании авторских прав).  Учитывая особенности процесса моделирования и создания модели при отсутствии исходной первичной технической документации (чертежей), то вероятно будет создано изделие не с 100% идентичностью, что можно позиционировать как создание нового изделия (творчески переработанного), а не копирование существующего. Разумеется, в случае судебного разбирательства каждый конкретный спор индивидуален и будет рассматриваться исходя из всей совокупности существующих обстоятельств (степень произведенной переработки и заимствований и др.)

При позиционировании изготовленных моделей в качестве продукта собственной интеллектуальной деятельности, Вы будете являться владельцем исключительных прав и в случае возникновения судебных споров возможно их разрешение в Вашу пользу (см. например  Постановление ФАС Уральского округа от 26.12.2012 N Ф09-11520/12 по делу N А76-18063/2011).

Татьяна Сычевская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *