Возражения на налоговую проверку

Вопрос: Ограничивает ли налогоплательщика закон по срокам  на представление возражения  на результаты дополнительных мероприятий (проверок)  налогового контроля? Вправе ли организация ознакомиться с материалами дополнительных мероприятий до вынесения налоговым органом  решения?

Ответ:

1)  Налоговым Кодексом РФ (далее – НК РФ) не установлены какие-либо специальные сроки для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и их рассмотрения. В соответствии с п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения инспекции о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения.  В НК РФ также не указано, распространяется ли это правило на случаи, когда налогоплательщику не была предоставлена возможность представить возражения по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля. В результате, в настоящее время нет однозначного  ответа на вопрос о том, должен ли налоговый орган дать возможность налогоплательщику представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля до принятия окончательного решения и подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если такая возможность не была предоставлена налогоплательщику.

На существующий день исходя из анализа судебной практики и разъяснений Минфина и ФНС России можно выделить следующие основные позиции:

а) Решение по результатам проверки является законным, несмотря на то, что налогоплательщику не была обеспечена возможность представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Так письмом Минфина России от 26.10.2011 N 03-02-08/112, разъясняется, что в НК РФ не установлены специальные сроки для подготовки налогоплательщиком письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий. Однако право лица на ознакомление с документами, составленными по результатам таких мероприятий, и подготовку возражений обеспечивается соответствующей обязанностью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Срок ознакомления с материалами дополнительных мероприятий определяется руководителем (его заместителем) налогового органа с учетом фактических обстоятельств (включая количество и объем материалов).

Кроме того, Минфин России отметил, что согласно п. 4 ст. 101 НК РФ отсутствие письменных возражений не лишает проверяемое лицо (его представителя) права давать свои объяснения на любой стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.

В Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 по делу N А40-523/11-20-3 содержатся аналогичные выводы: По мнению налогоплательщика, инспекция не обеспечила ему возможность представить возражения, поскольку для реализации данного права был отведен один рабочий день вместо 15. Суд указал, что непредоставление обществу установленного срока для подготовки возражений по материалам проверки с учетом дополнительных мероприятий не является существенным нарушением процедуры принятия решения, влекущим его безусловную отмену. Кроме того, до вынесения решения в ходе рассмотрения материалов никаких ходатайств не подавалось, представитель общества не просил о переносе рассмотрения материалов на другой день, возражений против завершения процедуры до подготовки письменных возражений по дополнительным материалам не поступило.

б) Решение подлежит отмене, если инспекция не обеспечила налогоплательщику возможность представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля.

Данные выводы подтверждаются Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, где суд указал следующее: Учитывая, что ст. 101 НК РФ не предусмотрены порядок и сроки направления проверяемому лицу материалов дополнительных мероприятий и не установлен срок для направления этим лицом возражений, необходимо исходить из закрепленных в ст. 100 НК РФ обязанности налогового органа направить эти материалы и права проверяемого лица представить на них возражения.

Рассмотрение материалов проверки с учетом материалов дополнительных мероприятий и принятие по ним решения должны быть осуществлены в течение 10 дней со дня истечения срока направления лицом (представителем), в отношении которого проводилась проверка, возражений на материалы дополнительных мероприятий.

В случае ненаправления проверяемому лицу материалов дополнительных мероприятий налогового контроля суд оценивает существенность данного нарушения с учетом положений п. 14 ст. 101 НК РФ.

Если по итогам исследования обстоятельств конкретного дела, в том числе характера и объема материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, суд приходит к выводу о том, что ненаправление названных материалов лицу не привело к существенному нарушению его прав, соответствующее решение налогового органа не может быть признано недействительным.

в) Если в результате дополнительных мероприятий налогового контроля получена информация, которой налогоплательщик фактически обладал, то необеспечение возможности представить возражения на результаты дополнительных мероприятий не является основанием для отмены решения.

Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 08.11.2011 N 15726/10 по делу N А32-44414/2009-51/796, в котором суд установил следующее: Для того чтобы признать решение, вынесенное по результатам проверки, недействительным на основании п. 14 ст. 101 НК РФ, налогоплательщику недостаточно указать на отсутствие у него возможности ознакомиться с мероприятиями налогового контроля и представить по ним возражения. Необходимо выяснить, какие документы и информация были получены в рамках дополнительных мероприятий и как это влияет на первоначальные выводы инспекции, зафиксированные в акте проверки.

В рассмотренном деле налогоплательщик при ознакомлении с дополнительно полученными материалами не заявлял возражений и фактически обладал полученной инспекцией информацией. Следовательно, отсутствует нарушение, влекущее безусловную отмену принятого решения.

г)  Если в результате дополнительных мероприятий налогового контроля сумма налога не увеличилась, то решение по результатам проверки законно, несмотря на то, что налогоплательщику не обеспечили возможность представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Данный вывод подтверждается  Постановлением ФАС Московского округа от 03.02.2009 N КА-А40/13073-08-2 по делу N А40-67014/07-109-274. Так по мнению налогоплательщика, решение, вынесенное по результатам проверки, незаконно, поскольку инспекция не обеспечила налогоплательщику возможность представить возражения по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля. Суд отклонил эти доводы и указал, что по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля сумма доначисленного налога не увеличилась.

Таким образом, как видно из приведенного выше анализа, в настоящее время, отсутствует должное законодательное регулирование в части дополнительных мероприятий (проверок) налогового органа и однозначная судебная практика. Тем не менее можно выделить следующие рекомендации:

– Организация вправе знакомиться с материалами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, непредставление такого права может быть основанием для судебного обжалования решения налогового органа. Однако,  в случае судебного разбирательства, для суда ключевым моментом будет являться характер и объем материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля

– С целью избегания риска несвоевременного предоставления возражений (если налоговым органом не установлен такой срок, либо установленный срок недостаточен), а также риска неознакомления с материалами  проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (если налоговый орган уклоняется от предоставления таких материалов) целесообразно в письменном виде направить официальное письмо/ходатайство в адрес налогового органа, в котором мотивированно указать на необходимость обязательного ознакомления с материалами и предоставления дополнительного срока для подготовки возражений. В случае возможного  судебного разбирательства данные документы позволят значительно повысить вероятность признания судом незаконным решения налогового органа.

Резюме:

Налоговым Кодексом РФ  не установлены какие-либо специальные сроки для подготовки проверяемым лицом письменных возражений по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля и их рассмотрения. В Налоговом Кодексе РФ также не указано, является ли возможность представить возражения по результатам проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, существенным условием процедуры рассмотрения материалов проверки. Таким образом, в настоящее время нет однозначного  ответа на вопрос о том, должен ли налоговый орган дать возможность налогоплательщику представить возражения по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля до принятия окончательного решения и подлежит ли отмене решение по результатам проверки, если такая возможность не была предоставлена налогоплательщику.

Судебной практикой  и официальной позицией Минфина России и ФНС России предусмотрены различные точки зрения по данному вопросу.

Несмотря на отсутствие должного законодательное регулирование в части дополнительных мероприятий (проверок) налогового органа и однозначной судебной практики, можно выделить следующие рекомендации для Ваше организации:

– Организация вправе знакомиться с материалами проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля, непредставление такого права может быть основанием для судебного обжалования решения налогового органа. Однако,  в случае судебного разбирательства, для суда ключевым моментом будет являться характер и объем материалов, полученных в ходе проведения дополнительных мероприятий налогового контроля

– С целью избегания риска несвоевременного предоставления возражений (если налоговым органом не установлен такой срок, либо установленный срок недостаточен), а также риска неознакомления с материалами  проведенных дополнительных мероприятий налогового контроля (если налоговый орган уклоняется от предоставления таких материалов) целесообразно в письменном виде направить официальное письмо/ходатайство в адрес налогового органа, в котором мотивированно указать на необходимость ознакомления, либо продления срока. В случае возможного  судебного разбирательства данные документы позволят значительно повысить вероятность признания судом незаконным решения налогового органа

Татьяна Сычевская

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *