Лечебно-профилактические отходы. Правовые аспекты

Вопрос: Наш Центр посетил с проверкой Роспотребнадзор. На данный момент проверкой нашей организации занялся Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. По нашему мнению Департамент неправомерно назначает проверки медицинских организаций, либо большая часть требований при проверках – незаконна. Проверяемые не знают экологического законодательства, своих прав. Ранее никаких требований экологический контроль к медицинским организациям не предъявлял. В связи с этим хотелось бы узнать следующее:

1.Разрешена ли такая деятельность Департамента в соответствии с  294-ФЗ?

2.Медицинские отходы и отходы лечебно-профилактического учреждения – это тождественные понятия?

3.Медицинская организация и лечебно-профилактическое учреждение – это тождественные понятия?

Это главные вопросы, на которые мы хотели получить ответы. Также нам необходимо понять правомерны ли требования ДПООС к нам по предоставлению запрошенных  документов(прилагаются к письму), т.к. экологическое законодательство прямо запрещает экологическому контролю заниматься радиоактивными, биологическими и отходами лечебно-профилактических учреждений.

Ответ: 

Департамент имеет установленные законом права на проведение выездных, плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В отношении Вас у Департамента таких полномочий нет. Во всяком случае, на предмет обращения Заявителя с отходами лечебно-профилактического характера;

Несмотря на отсутствие прямых указаний в действующем законодательстве, единственный вывод, который можно сделать – понятие медицинские отходы шире понятия отходы лечебно-профилактического учреждения, то есть первое понятие включает в себя второе.

Медицинская организация и лечебно-профилактическое учреждение не являются тождественными понятиями. Представляется, что первое понятие шире второго и включает его.

Департамент не имеет право требовать документы, регулирующие хозяйственную и иную деятельность Заявителя связанную с лечебно-профилактическими отходами. В том числе и потому, что экспертная организация, приглашенная на проверку Заявителя не имеет соответствующих полномочий.

Задачей проверки являются: проверка соблюдения требований природоохранного законодательства.

Предметом проверки является : соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. (согласно Распоряжению)

         Согласно Положению утвержденному Постановлением Правительства Москвы №296-ПП Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим, в том числе, государственное управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно п. 4.4.1.3. Положения о Департаменте к его полномочиям столичный законодатель отнес государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору. Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется в соответствии с ФЗ  №89-ФЗ.

В этом смысле проведение проверок Департаментом соответствует принципу проведения проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.

Вместе с тем, Департамент не наделен полномочиями на проведение плановых, выездных проверок лечебно-профилактических учреждений на предмет их обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом.

Согласно ч. 2 ст. 2 ФЗ  №89-ФЗ отношения в области обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений регулируются соответствующим законодательством.

В целях реализации статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” был издан Приказ Минприроды РФ от 25.02.2010 N 50 (ред. от 22.12.2010) “О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение”. В соответствии с п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение действие этого Порядка не распространяется: на вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.

Более того, Минприроды России в Письме от 16.12.2011 N 12-46/18775 “О регулировании природоохранной деятельности с медицинскими и биологическими отходами” сообщает, что действие Порядка указанного выше не распространяется на вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений.

Как следует из письма в настоящее время в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения вопросы обращения с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинскими отходами в целом регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами”, утвержденными постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 9 декабря 2010 г. N 163 (зарегистрирован в Минюсте России 17 февраля 2011 г., регистрационный номер N 19871).

Таким образом, обращение с отходами лечебно-профилактических учреждений и медицинских учреждений в целом независимо от форм собственности регулируются Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.1.7.2790-10. А согласно ст. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека именно она осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей.

Следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 2 ст. 7 ФЗ №294-ФЗ для осуществления контроля, в данном случае Департамент, привлекает экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействия).

Из содержания Распоряжения следует, что на эту роль Департаментом приглашено ГПБУ «Мосэкомониторинг» (реквизиты указаны в Распоряжении). Деятельность Мосэкомониторинга в рамках проводимых проверок регламентируется  приказом от 25.05.2012г №1/СА, №2/СА, №6/СА.  В приказе №6/СА указано: отбор проб и проведение лабораторных исследований при осуществлении мероприятий по контролю в сфере обращения с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных, медицинских и биологических отходов). То есть у Департамента, даже при очень большом желании, нет возможности проводить соответствующую проверку Заявителя на предмет его обращения с лечебно-профилактическими и медицинскими в целом отходами.

В соответствии с п. 5 ст. 3 ФЗ №294-ФЗ к принципам защиты прав юридических лиц относится недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

На основании изложенного выше следует вывод о том, что Департамент не имеет право требовать у Заявителя документы, связанные с обращением Заявителя с отходами лечебно-профилактического характера.

Несколько иначе смотрит судебная практика на распространение действия ФЗ №89-ФЗ на обращение юридических лиц с лечебно-профилактическими отходами. Так, в решении по делу № А40-199/12-148-2 от 06 февраля 2012 года  Арбитражный суд г. Москвы пришел к однозначному мнение, что действие указанного выше закона распространяется на обращение с ртутьсодержащими соединениями.  Однако, следует заметить, что стороны процесса не возражали против этого.

Несмотря на это суд вынес решение в пользу истца обжаловавшего Постановление межрайонной прокуратуры основанное на проверке Департамента.

 

Татьяна Сычевская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *